В 1996 году позабытая языческая традиция радоваться собранному урожаю вдруг превратилась в республиканский праздник – «Дожинки». В первый раз они прошли в Столине, причем весьма скромно: концерт, стихийный рынок и внимание прессы – пожалуй, все, что получил тогда Столин. Но уже через несколько лет специально под «Дожинки» реставрировали целые города и строили ледовые дворцы, а сам праздник стал одним из символов «эпохи стабильности».
main

Старый новый праздник

Седьмого сентября на площади Ленина, в самом центре Столина, появился первый флаг «Дожинок»: три перевязанных лентой колоса на зеленом фоне. Начались приветственные речи, одну из которых произнес вице-премьер Владимир Гаркун. Несколько месяцев  он руководил подготовкой праздника – поэтому именно ему девушки в народных костюмах положили в ноги символический сноп. Первые всебелорусские «Дожинки» начались.

Правда, особых торжеств столинцы в этот день не увидели. После официальной части многочисленные ансамбли, хоры, группы и прочие творческие коллективы, съехавшиеся в Столин, отправились по деревням и колхозам – поздравлять героев битвы за урожай прямо на местах «сражений».

Из статьи «Беларусь святкавала на Століншчыне “Дажынкі-96”» в газете «Навіны Палесся»: «“Дажынкі-96” у калгасе “40 год Кастрычніка” пачаліся ў цэнтры вёскі Альшаны, каля праўлення гаспадаркі. Сабралося нямала вяскоўцаў. Напачатку гаспадары цёпла і шчыра віталі гасцей свята – ансамбль народный музыкі і танца “Магілёўцы”, журналістаў тэлебачання, радыё, газет. У выкананні мясцовага фальклорнага калектыва гучыць жніўная песня. Гасцей частуюць караваем з новага ўраджаю. Яны атрымліваюць таксама сувеніры, выкананыя мясцовымі ўмельцамі, якія вызначаюцца майстэрствам у вырабе мэблі з лазы… На сцэне ў цэнтры футбольнага поля лепшага ў раёне спартыўнага комплекса разгортваецца тэатралізаваны абрад Дажынак. Мясцовыя самадзейныя артысты ў дэталях паказваюць нялёгкую працу жней у ранейшыя часы. Жанчыны завіваюць сноп і ўручаюць яго старшыні калгаса».

«Дожинки» продолжились 8 сентября, плавно превратившись из фестиваля в ярмарку. По всему Столину развернули торговые палатки, а на площади Ленина даже появилось импровизированное «село ремесленников». Купить можно было не только продукты, но и промышленные товары, мебель, сувениры – в общем, все, что производил Столинский район.

За Копанцом, местной рекой, выезд и конкур исполнили лучшие белорусские наездники. В чем заключалось символическое значение конного представления, предположить сложно. Гораздо понятнее выглядело награждение лучших работников села: поздравлял их лично Александр Лукашенко. Двум отличившимся комбайнерам из Столинского района он вручил ключи от новых «Жигулей» – машины были припаркованы прямо на главной площади. Были призы и «поэкзотичней»: например, путевка в Париж и даже тур в Египет.

Из статьи «Сяло майстроў» в газете «Навіны Палесся»: «Заходзім. Ды тут сапраўдны горад у горадзе! Вось плошча “Кветкі зямлі Палескай”. На ёй у цэнтры, падпаясаўшыся святочнымі ручнікамі, стаіць бацька-сноп, упрыгожаны вянкамі кветак. Ля яго – дзеці-гарбузы. І яны да свята Дажынак нарадзіліся. У каго вяночак на галаве, у каго – шапачка, а вочкі і вусны такія вяселыя, што і ты ўсміхацца хочаш. А ля гарбузоў – кабачкі, патысоны. І таксама прыхарашыліся. Адзін акуляры начапіў, другая коску завязала. Дзівата ды і толькі!»

«Дожинки» закрывали белорусские артисты: и известные, и только начинающие, профессиональные и самодеятельные. В конце концерта в небо поднялся президентский вертолет. Затихла музыка, прозвучали залпы фейерверка. Первые республиканские «Дожинки» закончились.

Почему Столин, почему «Дожинки»? 

Версий возникновения «Дожинок-1996» существует сразу несколько. Василий Заруба, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Столинского райисполкома, отмечает, что жители Столина и его администрация к середине 90-х давно знали, как делать большие аграрные праздники. С 1981 года на окраине Столина, в парке Маньковичи, проводился «Полесский кирмаш», куда съезжались крестьяне из Беларуси и Украины. Другими словами, опыт помог Столину принять и всебелорусский фестиваль-ярмарку.

В начале 1996-го в Столине также побывал Александр Лукашенко, однако, как считает Василий Заруба, важную политическую роль в появлении «Дожинок» сыграл и Иван Пашкевич, директор представительства телерадиокомпании «Мир», а в последующем – заместитель президентской администрации и депутат парламента. (Еще позднее – советник председателя Союза евангельских христиан-баптистов Беларуси и политический эмигрант в США.)

По мнению телевизионного продюсера Людмилы Полковниковой, именно телевизионщиков стоит считать «отцами-основателями» праздника урожая. Полковникова утверждает, что идею она разрабатывала вместе с руководителем «Сябров», певцом Анатолием Ярмоленко, уже упоминавшимся Иваном Пашкевичем и режиссером Александром Вавиловым. Хотя значительную часть работы по превращению Столина в столицу «Дожинок», согласно Полковниковой, сыграла телевизионный художник Галина Холод, которая занималась оформлением сцены. Впоследствии ей было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Беларуси».

ssСтепан Стурейко, историк и культурный антрополог, лектор ЕГУ, автор исследования «“Дожинки” в трансформации культурного ландшафта белорусских городов», отмечает: «“Дожинки” 1996 года оставили не слишком большой след в городе. Уже 20 лет прошло: что было оставлено, то стерлось. Единственное – в Столине есть улица Дожиночная. Но проведение первых “Дожинок” было обусловлено необходимостью морально поддержать аграриев и сельское хозяйство, которое в 1996 году было в кризисе. И нужно было придумать какое-то мероприятие, которое было бы одновременно и дешевым, и эффективным – что-то воодушевляющее, какой-то пиар-ход. В последние 10 лет огромные деньги вкладывались в сельское хозяйство – тогда этих денег еще не было. Нужен был какой-то моральный стимул: раздать по “Жигулям”, по телевизору или по холодильнику самым лучшим крестьянам, самым лучшим колхозным хозяйствам. Дешево, но как будто бы все приобщены».

Специально для концерта Владимир Некляев и Игорь Лученок написали песню «Дажыначкі», которую исполнили «Сябры». Но хоть «Дожинки» и были в центре внимания государственного ТВ, независимые газеты вроде «Белорусского рынка» их проигнорировали и продолжали обсуждать предстоящий референдум об изменении Конституции.

Как «Дожинки» меняли белорусские города?

tvАнализируя влияние «Дожинок», проведенных, прежде всего, в 2000-е, на развитие белорусских городов, социолог Татьяна Водолажская отметила три направления, по которым измененялись фестивальные столицы. Во-первых, они благоустраивались: например, красились фасады, ремонтировались улицы, проводились уборки в парках. Во-вторых, в этих городах появлялись новые социально важные объекты (ими могли быть больницы или ледовые дворцы), приводились в порядок школы, библиотеки. Наконец, менялись городской ландшафт и среда: создавались пешеходные улицы, устанавливались скульптуры вроде «Бобра» в Бобруйске, «Боцмана» в Кобрине или «Приезжей» в Молодечно.

Степан Стурейко: «Мы во время исследования как раз вывели эту формулу идеальных “Дожинок”: это пешеходная улица, городской фонтан, набережная (причем размер реки не имеет значения), памятник или городская скульптура, ремонт гостиницы и какого-то большого государственного ресторана, какой-то спортивный объект (в последние годы это были ледовые дворцы, но не обязательно), ремонт фасадов на всех центральных улицах, плитка. Он [этот набор] сформировался, мне кажется, в первой половине нулевых».
7

Тем не менее в первой столице «Дожинок» формула праздничных преобразований еще не применялась. Городские преобразования в Столине были скромными: благоустроили центральную площадь с прилегающими улицами, покрасили лишь несколько зданий, включая гостиницу и библиотеку; правда, установили новые заборы и фонари. Для сравнения: в Кобрине, принимавшем «Дожинки» в 2009-м, отремонтировали не только главную площадь, но и все центральные улицы и даже 190 жилых домов. Зато в Столине открылось детское отделение больницы на 60 мест. Однако строили его и закупали оборудование не только и не столько за государственные деньги, а привлекая спонсоров, даже иностранных.

Как замечает Татьяна Водолажская, в 90-х города, принимавшие «Дожинки», узнавали об их приближении лишь за несколько месяцев до самого праздника, а бюджеты на подготвку были весьма ограниченными. Не случайно Василий Заруба, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Столинского райисполкома, отмечает, что особенность первых «Дожинок» и была как раз в том, что они «проводились только своими силами». Поэтому удивляться их скромным последствиям вряд ли стоит.

Из интервью с Валерием Пицухой, председателем Столинского райисполкома в 1996 году, статья «Свята крочыць да нас» в газете «Навіны Палесся»: «Усё, што робіццца ў нашых гарадах, пасёлках, вёсках, ніяк не адаб’ецца на выплаце пенсій, дапамог, заработнай платы, хаця ёсць, мы ведаем, цяжкасці ў гэтай справе. Аднак работы па добраўпарадкаванні выконваюцца за кошт не толькі раённага, але абласнога і рэспубліканскага бюджэтаў – праз міністэрствы і ведамствы. Я звяртаюся сёння да кіраўнікоў працоўных калектываў, да грамадзян раёна, каб за тыя некалькі дзён, што засталіся да фестывалю, мы ўсе разам навялі парадак на нашых дварах, вуліцах, ва ўсіх грамадскіх месцах».

Праздник, который снова не нужен

Конечно, праздник в Столине теряется на фоне «Дожинок» 2000-х с их миллиардными и даже почти триллионными бюджетами (как в Горках в 2012-м). Однако именно в Столине впервые отремонтировали улицы «дожиночного» маршрута, по которому маршировали лучшие хлеборобы, и появилась сама традиция благоустраивать город к приему гостей, параллельно решая застарелые социальные проблемы.

На протяжении всех 90-х годов эта традиция была в зачаточном состоянии: на ее рост просто не хватало средств. В 1999 году праздник и вовсе отменили из-за очень скромного – если не сказать больше – урожая. Но к середине 2000-х «Дожинки» все-таки становится чем-то большим, чем просто народными гуляниями. Теперь это ежегодный повод для исполкомов побороться за внушительную государственную помощь для развития своих городов. Расцвет «белорусского экономического чуда», случившийся в середине 2000-х, позволил государству превратить «Дожинки» в своеобразный архитектурный проект. Вот только благоустройство это определялось сверху и по единым шаблонам. Даже дома во многих городах красили в похожие цвета, отмечает социолог Татьяна Водолажская.

Последние «Дожинки» республиканского масштаба принимал Жлобин в 2013 году. Но потом празднику понизили статус: то ли из-за кризиса с финансами, то ли из-за того, что реставрация «прошлась» по всем важным районным центрам. Теперь «Дожинки» поводятся только на областных и районных уровнях. Нет больше изнурительных подготовок «всем миром» и гала-концертов с чествованием лучших комбайнеров. Но память о «Дожинках» живет: для кого-то это вершина китча, белорусского «агрогламура», а для кого-то – символ лучших времен и важности сельского хозяйства.

«За эти годы все города хоть с какими-то, хоть с районными или областными “Дожинками” столкнулись, уже прошли через это, и они благоустроены, – подводит итог Степан Стурейко. Можно спорить о качестве, но в их благоустройство вложены определенные суммы, где-то – очень большие, где-то – средние. После основания и послевоенного восстановления это воспринималось как третье рождение города. Это же на самом деле было модернизационное мероприятие, которое к тому же выгодно и успешно и с политтехнологической точки зрения. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить».

Газеты того Времени

«Навіны Палесся», 1996 г.

«Навіны Палесся», 1996 г.

«Навіны Палесся», 1996 г.

«Навіны Палесся», 1996 г.

Ссылки по теме

1. Кто придумал «Дожинки»

2. История праздника «Дожинки» в Беларуси. Как все начиналось

3. «Дожинки» как фактор развития беларусских городов

4. Пройти испытание «Дожинок»  

 

Фото: Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов.