В начале 1990-х центр Минска выглядел совсем иначе: на Октябрьской площади стоял полузаброшенный «саркофаг» – строительство Дворца Республики остановилось из-за недостатка финансирования. Работы возобновились только в конце десятилетия, когда стройку лично посетил Александр Лукашенко. Достроенный уже в начале 2000-х, Дворец Республики стал одним из самых спорных и заметных зданий города.

dvorecres1

Как спасти Верхний город?

Идею строительства Дворца Республики стоит искать в традициях советской архитектуры и в тогдашних политических реалиях. Во многих республиканских столицах СССР существовали Дворцы съездов, где проходили съезды КПСС, заседания Верховного Совета и другие «слеты» партийной номенклатуры. В Минске такое здание отсутствовало. Заседания белорусского «парламента» проводили в Театре оперы и балета, плохо предназначенном для этих целей. Поэтому среди белорусской политической элиты родилась идея: построить такое здание на Центральной площади (так до середины 80-х называлась Октябрьская площадь). В 1970 году в БССР прошел соответствующий конкурс. Как вспоминал архитектор Александр Шабалин, член авторского коллектива по созданию Дворца, «группа архитекторов разработала проект грандиозной площади на месте нынешнего Верхнего города, с которой был бы виден проспект Машерова и район Комсомольского озера. Планировалось, что на этой площади будет и Дворец Республики». Шабалин не упоминает конкретную фамилию, но, скорее всего, речь идет о Юрии Григорьеве, будущем главном архитекторе Минска (1974– 1986 гг.). Он предложил расширить Центральную площадь: снести остатки Старого города и сделать прямой проход к площади Свободы и Свислочи.

Итоги этого конкурса так и не подвели. В 1976 году решили создать объединенный авторский коллектив под руководством Юрия Григорьева, который в то время работал в институте «Минскпроект». В команду вошли архитекторы Юрий Шпит, Юрий Градов, Леонид Левин и Виктор Крамаренко. Как потом рассказывал Григорьев, эта команда собиралась поместить Дворец Республики «на самый край площади и делала его силуэтом, который должен был держать не только Октябрьскую площадь и зону напротив, где сейчас находится резиденция президента, но и всю панораму водно-зеленого пространства вдоль проспекта Машерова». Что это означало на практике? Команда Юрия Григорьева подготовила несколько вариантов проекта. Один из них предусматривал снос Верхнего города (как и в 1970-м), согласно второму он частично сохранялся.

Верхний город все-таки удалось спасти. По легенде Владимир Короткевич добился встречи с Машеровым и шесть часов ездил с ним на машине по Минску, убеждая того в неповторимости городской архитектуры. Тогда возникла идея строить Дворец Республики на месте стелы «Минск – город-герой», об этом даже писала газета «Правда».

Но в 1982 году объявили новый конкурс между институтами «Минскпроект» и «Белгоспроект». После многочисленных обсуждений победила команда «Белгоспроекта», которая предложила строить Дворец на Центральной площади, не разрушая Верхний город.

Виктором КрамаренкоИз интервью с архитектором Виктором Крамаренко: «Я помню, в молодые годы мы с коллегами в “Минскпроекте” занимались проектированием Дворца Республики. Работа велась 5 лет. И немало за этот срок было подано различных идей, которые так и не смогли реализоваться, поскольку все нещадно переругались. Мы объединялись, разваливались, делали вместо одного проекта сразу три. Враждовали так, что сейчас смешно вспоминать… Как известно, когда двое дерутся, то рано или поздно появляется кто-то третий. В итоге Дворец Республики был построен по проекту авторского коллектива “Белгоспроекта”, которым руководил Михаил Пирогов»

Проект Пирогова

В 1984 году началось проектирование архитектурного комплекса Октябрьской площади. Его осуществляли архитекторы специализированной мастерской № 5 под руководством российского специалиста Михаила Пирогова, который проектировал в том числе станции метро «Площадь Якуба Коласа» и «Академия наук». В его команду также входили архитекторы В. Данилов, Л. Зданевич, Л. Москалевич, В. Новиков, Н. Турлюк, В. Усимов и А. Шабалин.

Что предусматривал план Пирогова? С обеих сторон Республиканского дворца культуры, как первоначально должен был называться Дворец Республики, хотели создать зоны кратковременного отдыха с благоустройством и озеленением этих участков площади. Здесь же должны были быть пешеходные эспланады. Как писал Пирогов, между зданием Дворца и музеем Великой Отечественной войны планировали установить бассейн с фонтаном, а на подземном уровне – энергоблок комплекса. Вдоль улиц Энгельса и Интернациональной хотели размещались стоянки для машин. Стоянка экскурсионных автобусов должны была расположиться прямо на площади. Транспортная связь комплекса осуществлялась бы по улице Интернациональной. С этой же улицы предполагалось организовать въезд на подземный уровень.

dvorecres3

В 1987 и 1986 годах археологи провели в северо-западной части Октябрьской площади раскопки. На этом месте – углу улиц Интернациональной и Энгельса – до 1950 года размещался костел святого Фомы Аквинского. Он находился под защитой государства, но все равно был снесен. В 1980-е фрагменты храма находились в хорошем состоянии и сохранялись на высоте 1-2 метров. Архитекторы Пирогов и Багласов разработали проект музеефикации храмового комплекса: на свободном от застройки участке планировали воссоздать ворота и алтарь храма. Говорили даже о создании подземной экспозиции. Забегая вперед, отметим, что в декабре 1993 года консервацию и музеефикацию памятника поддержали на заседании градостроительного совета при главном архитекторе Минска.

Основанием здания должна была служить развитая платформа-подиум. Михаил Пирогов писал, что «благодаря органичной связи с пластикой площади подиум совместно с колоннадой подчеркивают монументальность Дворца и формируют переходное пространство от самой площади к зданию, от экстерьера к интерьеру. Масштаб элементов подиума является, в свою очередь, переходным от масштаба самого Дворца к застройке Верхнего города».

Анатолий ШабалинКак позднее объяснял архитектор Анатолий Шабалин, при выборе архитектурного решения было важно учесть градостроительную ситуацию: «Сзади – низкоэтажные застройки, справа – эклектика Дворца профсоюзов, напротив – архитектура 60-х годов, через дорогу – сквер. После анализа ситуации на большом макете центра города было принято решение, что необходим объединяющий архитектурный прием. Была выбрана система периптера (наружных колонн), которая несет и конструктивную функцию. Учитывая близость проспекта Независимости, решили максимально заглубить здание». Как объяснял Михаил Пирогов, «принятое архитектурное решение созвучно характеру зданий, находящихся на площади и на Ленинском проспекте, строительство которых осуществлялось в 50-е годы. Однако колоннада не только дань традиции. Все колонны конструктивны и несут огромное покрытие Дворца. Второй опорой для балок покрытия служит периметр стен объема большого зала. Это позволило всю наружную поверхность объема на уровне большого обходного фойе (верхний этаж) выполнить без несущих конструкций – периметральным витражом».

В решении интерьеров Дворца использовали принцип перетекания пространства. «Поднявшись с площади на подиум к главному входу и войдя в вестибюль, мы сразу ощущаем все многосветное пространство главного фойе, ярко воспринимаем всю конструкцию его объема», – писал Михаил Пирогов.

Спасение «саркофага»

Возведение Дворца начали в 1985 году – успели построить только стены. Но вскоре Советский Союз прекратил свое существование – прекратилось и финансирование. Первую половину 90-х здание было фактически законсервировано. В народе Дворец Республики по аналогии с бетонными стенами Чернобыльской АЭС успели прозвать «саркофагом». Но заброшенную стойку в самом начале своего президентства эффектно посетил Александр Лукашенко – строительство снова возобновилось 24 июля 1995 года. Правда, смету урезали, поэтому проект музеефикации костела остался нереализованным.

Во время строительства Дворца Республики Октябрьская площадь была обнесена метростроевским забором – в день гибели Виктора Цоя именно на нем появились первые посвященные ему памятные надписи. После открытия Дворца Республики две плиты с надписями перенесли ближе к ул. Интернациональной, поставив их около здания 24-й школы (сейчас – Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ). Уже в середине 2000-х «стену памяти» снова переносят – теперь она стоит в сквере на углу улиц Белорусской и Ульяновской, напротив стадиона «Динамо».

По словам Анатолия Шабалина, при строительстве в основном использовались белорусские стройматериалы и оборудование. «Снаружи – стальная рейка, внутри – простая облицовка: серый гранит из Микашевичей, стены покрыты водоэмульсионной краской. Мы стремились, чтобы не отделка, а пространство поражало посетителей». Кстати, при строительстве впервые было произведено непрерывное бетонирование. Некоторые конструкции монтировали с вертолетов, а уже потом сваривали. В итоге в центре Минска был возведен сложный многофункциональный комплекс общей площадью 13 гектаров. В нем имелись залы на 2 700 и 500 мест, два конференц-зала на 200 и 100 мест, выставочный зал, пресс-центр, фойе, бар и т.д.

Хроника строительства Дворца Республики в 90-е:
Декабрь 1997 года – осуществлен ввод в эксплуатацию I пускового комплекса Дворца Республики, укомплектован штат дирекции Дворца.
Сентябрь 1999 года – принят в эксплуатацию II пусковой комплекс (зрительский комплекс Малого зала, центр связи, бар, кафе и кассовый вестибюль).
Ноябрь 1999 года – состоялись первые мероприятия в Малом зале.
Июнь 2000 года – принят в эксплуатацию III пусковой комплекс (зрительский комплекс Большого зала на 2 700 мест, кинопроекционный комплекс, зал торжественных мероприятий, залы президиума и правительственного блока, репетиционные залы).
4 сентября 2000 года – распоряжением Александра Лукашенко Дворец Республики передан в оперативное управление Управлению делами Президента Беларуси.
31 декабря 2001 года – здание полностью сдано в эксплуатацию.

После открытия Дворец Республики зажил своей жизнью. Здесь проходили Всебелорусские собрания, встреча лидеров стран СНГ, открытия кинофестиваля «Лістапад», концерты европейских рокеров и российских поп-звезд. Три года, пока Национальный театр оперы и балета находился на реконструкции, балетная труппа показывала свои спектакли на сцене Дворца Республики.

Дворец был отмечен едва ли не всеми официальными наградами. Михаил Пирогов получил Государственную премию в 2004 году как «главный архитектор комплекса объектов Октябрьской площади и руководитель авторского коллектива, автор объемно-планировочной структуры интерьеров Дворца Республики и помещений общественно-культурного центра в зоне подиума». За этой наградой последовали другие. Дворец был награжден Премией правительства (2006 г.), почетной грамотой Национального собрания (2007 г.), благодарностью президента (2007 г.) и Премией правительства за достижения в области качества. Сегодня Минск уже сложно представить без этого сооружения в самом центре города. 

ГАЗЕТЫ ТОГО ВРЕМЕНИ

«Строительство и архитектура Белоруссии»

«Строительство и архитектура Белоруссии»

План Дворца Республики

 

ССЫЛКИ пО тЕме

  1. История Дворца Республики 
  2. Дворцу Республики – 13 лет 
  3. О музеефикации костела Фомы Аквинского 

 

Фотографии с сайта onliner.by, bacian.livejournal.com