В 1994 году бизнесмен и писатель Евгений Будинас основал музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки». Все совпало: время, люди, место. Сложно представить возникновение такого частного музея в Беларуси в любой другой исторический период. «Дудутки» – яркий феномен героических и противоречивых 90-х.

Дудуки-главная

Что такое «Дудутки»

Сегодня «Дудутки» – один из главных туристических объектов Беларуси, куда часто привозят и иностранцев, и школьные экскурсии. Музей располагается в 40 километрах от Минска на берегу реки Птичь, недалеко от деревни Дудичи. Здесь есть ветряная мельница, несколько ремесленных мастерских, кузница, сыроварня и хлебопекарня, конюшня и зоосад, музей старинных машин, корчма и гостиница. Создание комплекса – идея бизнесмена Евгения Будинаса, реализованная за его же деньги.

Литовец по происхождению, Евгений Будинас родился в 1944 году в Москве. Его детство и юность прошли в Вильнюсе, но большую часть жизни он провел в Беларуси. Евгений был известен как журналист и писатель, он публиковался в журналах «Дружба народов» и «Новое время», состоял в Союзе писателей СССР и издал три книги. В 1990 году Будинас создал частное белорусское издательство «Полифакт», на деньги от которого была построена большая часть комплекса «Дудутки». Человек взрывного темперамента и большой силы воли, Будинас был ярким героем эпохи 90-х.

budinas-2

Евгений Будинас в «Дудутках», конец 90-х. Фото: Александр Ружечка.

Для того чтобы вспомнить историю создания и развития музейного комплекса, мы поговорили с дочерью Евгения Еленой Будинайте и его вдовой Валерией Клицуновой, которая вместе с мужем создавала «Дудутки».

Создание «Дудуток»

Валерия Клицунова

Валерия Клицунова: «В 1976 году семья Будинаса купила дачу недалеко от Дудичей. Дом приобрели только из-за места: рядом красивая река Птичь, остатки парка помещиков Ельских. Это очень впечатлило Будинаса. Когда в 1988 году у нас родился ребенок, мы стали чаще бывать на даче.

В 90-е годы Будинас захотел попробовать себя в бизнесе, а поскольку был журналистом и писателем, издательское дело показалось ближе всего. В 1990 году было основано издательство “Полифакт”. Самым большим нашим литературным проектом была серия книг “Итоги века. Взгляд из России”, а деньги мы зарабатывали на печати ценных бумаг.

Это был тяжелый переходный период для всех, и было непонятно, что будет дальше. “Полифакт” взял в аренду 169 гектаров вокруг нашей дачи в Дудутках. Почему там? Потому что у нас были нормальные отношения с местной властью. Взяли для того, чтобы вести сельское хозяйство. Всё создавалось как визитная карточка “Полифакта” для потенциальных партнеров.

Комплекс строился постепенно, и всем местным жителям из окрестных деревень была дана работа. У Будинаса был один дядька гончар, другой кузнец, потому в “Дудутках” появились гончарная мастерская и кузница. Ему нравились ветряные мельницы как образ, потому из Кормянского района мы перевезли ветряную мельницу – она, кстати, работала. Будинас любил старинные машины, в то время они были дешевые – так появилась коллекция машин. Даже построили колбасный завод.

Вокруг были поля, у нас была мельница – стало понятно, что необходима пекарня. На лугах пасутся коровы, есть молоко, значит надо делать сыр и масло – так появилась сыродельня. Конечно, экспонат номер один в “Дудутках” – самогонный аппарат. Будинас первым в стране получил лицензию на производство самогона. Во время праздников мы запускали этот аппарат, и люди были в диком восторге. Можно было попробовать первач и закусить солеными огурцами с медом.

Стоит понимать, что “Дудутки” – это музей технологий. Там не было никаких старинных зданий, это и не планировалось. Интерьеры были вторичны, первично было показать технологию. Прийти на мельницу, посмотреть, как мелют муку, как крутят глину на гончарном круге, как работает самогонный аппарат, как куют подкову и так далее».

Кутеж и размах

Официальное открытие «Дудуток» состоялось в 1994 году. Поводом стала масштабная презентация литературного проекта «Итоги века. Взгляд из России», издаваемого «Полифактом». На мероприятие были приглашены поэты Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский. Впоследствии гостями музея бывали многие известные политики, писатели, артисты, директора компаний: тут Михаил Мясникович жарил шашлык, а Владимир Орлов пробовал самогон.

В поместье регулярно устраивали праздники. На протяжении нескольких лет в «Дудутках» проводился фест «Музыка старинных усадеб», во время которого в живом исполнении можно было послушать музыку Михаила Ельского, Матея Радзивилла, оперу «Гатка». Во время праздника проходили конные соревнования и запускались воздушные шары. Но все эти организованные праздники были для «своих» – для друзей семьи.

53a73be94791d5acec7d9d9ac50b448c

Представление туристической программы «Дудутки Вам», 1996 г.

Дочь Евгения Елена Будинайте: «Дудутки никогда не были коммерческой идеей, это все должно было быть для “своих”.Отец любил размах и кутеж. Он очень любил гостей, их всегда было много, человек по 300-500. Мне запомнилось одно мероприятие на поляне, Елена Будинайтебыло несколько сотен гостей. Как их всех накормить? Будинас придумал выложить многометровые дорожки зигзагом, которые одновременно являлись мангалами. Между расположенными в два параллельных ряда кирпичами тлели угли. Гостям выдавались шампуры с мясом, и они сами себе жарили еду. Все были заняты и довольны. Сейчас он был бы гениальным ивент-менеджером.

Отец всегда мыслил глобальными категориями. Или по максимуму, или вообще ничего не надо. Например, на каждом мероприятии обязательно были сухарики из черного хлеба. Пока не было штата поваров, мне давалось задание сделать сухариков на пару сотен человек. И я помню, что это такое: трое суток дома стоял чад. Сухарики надо было высушить, обжарить, каждый натереть солью. Их ненавидели все домашние, руки облазили от чеснока и специй – а без этого никак».

Проблемы с властями

Политический климат в стране начал меняться после выборов 1994 года, и уже в 1995 году у «Дудуток» начались первые проблемы. Связаны они были с сокращением доходов «Полифакта» и многочисленными проверками работы музея.

Валерия Клицунова: «Постепенно “Дудутки” превратились в большую хозяйственную структуру. Она возникала без согласования с властями – это была наша земля, мы ее взяли в аренду и делали что хотели. Поэтому возникли огромные проблемы с властью: какая культура, какие ремесла, земля была отдана под сельское хозяйство! Была запланирована корчма, но начались проверки и наезды.

В 1995 году к нам приезжала комиссия для того, чтобы решить, как снести мельницу и как использовать древесину дальше. Приехал к нам главный завхоз страны Иван Титенков со своим другом Иваном Аверченко. А мельница у нас из Кормянского района, деревни Березовка. Когда делегация подходила к мельнице, Аверченко вдруг остановился и сказал Титенкову: “Ваня, это мельница из моей деревни”. Начались сантименты, слезы и так далее. Вместо того, чтобы мельницу снести, нам еще и экспонатов для музея дали».

e7ea98d1e71f8a8b46085591cae125a5 (1)

В центре – Евгений Будинас, справа от него – Василий Корзун, на тот момент представлявший Министерство спорта и туризма, 1996 г.

Валерия Клицунова: «Вообще, содержать комплекс было очень затратно, к тому же постепенно сокращались источники дохода. Где-то к 1996 году стало ясно, что скоро правительство сделает печать ценных бумаг прерогативой государства и отнимет лицензию у “Полифакта”. Все наши деньги закапывались в музей, как я шутила, “Дудутки” – это наши “мерседесы” и виллы на Канарах. Стал вопрос: как все это сохранить?

Так возникла идея возить в “Дудутки” экскурсии. Решили начать с детей. Будинас написал экскурсию, мы подготовили угощение, страшно волновались. Дети пришли в полный восторг – можно было бегать, трогать все подряд. Можно было посидеть за гончарным кругом, выковать подковку и так далее. Постепенно туры в “Дудутки” становились популярными, но по-прежнему среди узкого круга знакомых. Приблизительно в это время я основала агентство “Дудутки-тур”».

Отношения с властями тоже ухудшались, музей подвергался бесконечным проверкам. Свою роль сыграл характер Евгения, человека бескомпромиссного и самоуверенного. Дочь Лена Будинайте вспоминает: «Отец был очень темпераментным человеком, его не волновали ни чины, ни статусы. Хочет в морду дать – даст, хочет плюнуть – плюнет». Средств на содержание музея становилось все меньше, и в один момент Евгению Будинасу пришлось искать нового собственника.

Продажа «Дудуток»

В 1998 году новым владельцем «Дудуток» стал холдинг «Трастбанк» во главе с Виктором Шевцовым. Музей шел «в нагрузку» к издательству «Полифакт», но председатель банка дал слово, что будет развивать комплекс.

На популярность комплекса работало турагентство «Дудутки-тур», которым на протяжении 10 лет руководила Валерия: «Мне было достаточно больно расставаться с музеем. Одно дело, когда ты хозяйка, а другое – когда ты наемный персонал. Я создала агентство, которое было выгодно всем – и нам, и “Дудуткам”. Шла большая раскрутка, потому что у нас было много друзей и связей за границей. Постепенно “Дудутки” сами становились на ноги, это модель хозяйствования, которая сама себя поддерживает. Идея, заложенная Будинасом, была настолько сильна, что даже после того, как она наполовину упростилась, дух остался. “Дудутки” дали старт развитию моего собственного бизнеса и положили начало увлечению агроэкотуризмом». Сейчас Валерия является председателем правления БОО «Отдых в деревне».

Так выглядят «Дудутоки» в наши дни.

Евгений Будинас вскоре после продажи музея уехал в Вильнюс, где попытался вновь заняться бизнесом, но не слишком успешно. В 2001 году была опубликована его книга «Дураки», в которой рассказана автобиографическая история существования бизнеса во времена Лукашенко. По словам родственников, потеря «Дудуток» сильно подорвала здоровье Евгения. В начале 2000-х у него был обнаружен рак, в 2007 году Будинас скончался. Церемония прощания с ним прошла около мельницы в «Дудутках». Прах журналиста и бизнесмена захоронен неподалеку, на семейной даче.

При новых владельцах инфраструктура «Дудуток» развивалась: была построена церковь, лошадиная ферма, несколько мастерских, дом бортника, зоосад. Новые владельцы не согласились установить мемориальную доску Будинаса. Только в этнографическом музее была создана небольшая экспозиция, «угол Будинаса»: рукописи Евгения, печатная машинка, пиджак, который висел на кресле, курительные трубки. В 2011 году в «Дудутках» случился большой пожар: выгорели помещения на первом этаже главного здания, а также этнографическая галерея на втором этаже. В том числе сгорела экспозиция, посвященная основателю «Дудуток». Она до сих пор не восстановлена.

 

Газеты того времени

«Комсомольская правда», 1996 г.

«Комсомольская правда», 1996 г.

«Свабода», 30 красавіка 1996 года

«Свободные новости», 1997 г.

 

Ссылки по теме

1. Интервью с Валерией Клицуновой

2. «Будинасу разрешали то, что не разрешали никому!»

Фото: www.tio.by, Александр Ружечка, личные архивы героев